Как переобуть автомобиль?
Если проанализировать объем выполнения тех или иных операций обслуживания автомобилей, то на первое место выйдут операции шиномонтажа. Сезонная замена шин, замена шин по износу и шиноремонт — это процедуры, которые в течение года выполняются десятки, а возможно, и сотни миллионов раз. Поэтому состояние рынка оборудования для шиномонтажа заслуживает особого внимания.
Очевидно, что как при создании организации новой шиномонтажной мастерской, так и при замене оборудования на уже существующей руководителю при прочих равных условиях выгодно и удобно закупать одновременно полный комплекс сервисного оборудования. Одним из немногих российских предприятий, которые выпускают полный набор шиномонтажного оборудования, является «Компания СИВИК» из г. Омска. Сибиряки в состоянии оснастить мастерскую оборудованием собственного производства, причем это оборудование обеспечивает ремонт колес не только легковых, но и грузовых автомобилей. В перечне продукции компании — несколько моделей балансировочных станков, шиномонтажные станки, вулканизаторы, шиномонтажные подъемники и пневмодомкраты, станки для правки дисков, шиповальное оборудование, борторасширители и многое другое.
Шинный сервис для «легковушек» преобладает по объему, поэтому начнем с него.
Комплексность поставки оборудования для шиномонтажных мастерских — несомненный плюс маркетинговой политики «СВИК».
Шиномонтажный стенд КС-302 начал производиться более восьми лет назад, а в 2005 году был снят с серийного производства по причине морального устаревания. Однако эти станки до сих пор активно эксплуатируются во многих мастерских.
Более того, КС-302 все еще пользуется спросом, поэтому омскому предприятию приходится изготавливать такие стенды по заказам потребителей. Причина — в конструкции одного из основных узлов этого станка — поворотного стола с 3-кулачковым зажимом. Такой зажим не обеспечивает «нежного» отношения к диску колеса (это особенно важно при работе с литыми дисками), что и стало главной причиной снятия модели с производства. Однако его конструкция гарантирует очень надежную фиксацию диска на поворотном столе. Кроме того, поворотный стол и монтажная колонна способны выдерживать высокие нагрузки, возникающие при монтаже и демонтаже жесткой резины УАЗов и «ГАЗелей». И поскольку при работе с такими колесами не требуется особенно бережного отношения к диску, стенд КС-302 до сих пор востребован мастерскими, в которых преобладают «жесткие» условия эксплуатации.
С сентября 2006 года выпускается новая модель шиномонтажного стенда для легковых автомобилей КС-302А «Мастер». При ее разработке был учтен опыт производства и эксплуатации предыдущих моделей. Значительно усовершенствована технология изготовления узлов и деталей станка.
Активно применяются импортные комплектующие, например, детали поворотного стола и разбортовочная лапка произведены в Италии. Продление срока службы стола обеспечивается применением специальных «скользящих» пластин из высокопрочной стали. Цилиндр механизма отрыва борта покрышки выполнен двухходовым, т.е. возврат механизма отрыва в исходное положение осуществляется не под действием механической пружины, а за счет обратного хода пневматического цилиндра. В результате увеличена производительность станка и повышен его ресурс.При создании стенда КС-302А «Мастер» специалисты фирмы в полной мере учли изменения, которые происходили на «колесном» рынке. Основных факторов здесь два. Во-первых, приверженцев использования литых дисков становится все больше. Во-вторых, все более широкое распространение получают «большие» диски (диаметром 16, 18, 22 дюйма и более).
Первая проблема решается включением в комплектацию станка специальных защитных накладок, выполненных из пластика. Они закрывают детали, непосредственно соприкасающиеся с диском: разбортовочную лапку, зажимные кулачки, отжимную лапу, благодаря чему обеспечивается «бережная» работа с легкосплавными дисками. Для работы с большими дисками увеличены размеры рабочего стола станка. Теперь максимальный диаметр обслуживаемых на станке дисков составляет 24 дюйма.
«Бюджетному» станку это дает существенное преимущество перед конкурентами, поскольку оборудование этой ценовой группы обслуживает колеса диаметром не более 18-20 дюймов. «Компания СИВИК» имеет полугодовой опыт сбыта этих станков, и пока отзывы эксплуатантов только положительные.
С 2005 года производится пневматический автоподъемник для шиномонтажных работ «Спринтер» . Агрегат не требует специального монтажа: он просто устанавливается на пол, к нему подключается пневмомагистраль, и все готово к работе. Подъемник повышает производительность шиномонтажной мастерской. Особенно эффективен он в периоды сезонного «переобувания», поскольку время вывешивания всех четырех колес автомобиля не превышает одной минуты. В комплектацию подъемника входят подхваты для разных типов автомобилей, в том числе длиннобазовых и рамных. Агрегат очень хорошо зарекомендовал себя в работе при отрицательных температурах, в том числе в северных районах, где сильное «сгущение» масла в зимний период делает гидравлические подъемники неработоспособными. А вот на «Спринтере» рабочим механизмом является резиновая пневматическая подушка, эластичность которой при пониженных температурах практически не меняется.
В условиях российских дорог (а точнее говоря, российского бездорожья) актуальной остается задача правки колесных дисков. Для этих целей «Компания СИВИК» разработала и производит стенд «Титан ST-16» для реставрации ободов автомобильных колес.
Стенд обеспечивает восстановление конфигурации деформированных закраин и полок ободов колес легковых автомобилей шириной 4,5-6,5 дюймов и диаметром 13-16 дюймов. «Реанимация» выполняется путем обкатки и калибровки деформированных ободов большими и малыми правильными роликами. Установка колеса на шпиндель стенда осуществляется при помощи универсального переходного фланца. Важно знать, что стенд комплектуется дополнительным фланцами для крепления колес автомобилей ГАЗ 3302, «ГАЗель» и «ВАЗ». В последние годы «обувным проблемам» стали уделять больше внимания владельцы не только «легковушек», но и тяжелых грузовиков. «Компания СИВИК» отреагировала на это весьма оперативно — с 2005 года она производит шиномонтажный станок ГШС-515, предназначенный для работы с колесами грузовых автомобилей. «Плотная» работа с эксплуатационниками и внимательное отношение к их замечаниям и предложениям по усовершенствованию оборудования позволили омским специалистам очень быстро модернизировать станок. В результате появилась модель ГШС-515А, конструкция которой претерпела значительные изменения по сравнению с прототипом. При сохранении технических характеристик уменьшены габариты станка, а соответственно, и его рабочая зона. Это весьма важно в отечественных условиях, поскольку подавляющее большинство шиномонтажных мастерских размещены (пожалуй, правильно будет сказать «зажаты») в небольших помещениях. Особое внимание было уделено эргономике станка, работать стало гораздо удобнее. Дизайн агрегата выполнен в соответствии с современными отраслевыми тенденциями. Нелишне напомнить, что при проведении шиномонтажных работ, особенно с грузовыми шинами, важна техника безопасности. При несоблюдении ее правил накачивание «неогороженной» шины может привести к серьезным травмам. В памяти каждого, кто когда-либо занимался накачкой грузовых шин, обязательно есть горький пример такого рода.
Опасность выполнения этой операции обусловлена тем, что давление в шине грузового автомобиля весьма высоко — порядка 10-12 бар. Поэтому при накачке высока вероятность срыва фиксирующего кольца, соскальзывания борта бескамерной шины с диска или даже разрыва шины. Для нейтрализации опасных факторов служит защитная сетка для безопасной накачки шин, производимая «Компанией СИВИК». Конструкция сетки очень прочная, ее стенки изготовлены из специального перфорированного листа, способного рассеивать воздушную взрывную волну. К сожалению, владельцы «грузовых» шиномонтажных мастерских часто
пытаются сэкономить на технике безопасности, тем более что защитное оборудование прибыли не приносит. В итоге «экономия» приводит к затратам, несоизмеримым со стоимостью защитных устройств. Нередко и обслуживающий персонал пренебрегает правилами техники безопасности, а ответственность снова возлагается на владельца «шиномонтажки». Для обеспечения «гарантированной защиты» дверь сетки «Компании СИВИК» оснащена пневмозамком, и если его не закрыть, то накачивание производиться не будет. В состав защитной «клетки» включен бустер для взрывной накачки в комплекте с аттестованным ресивером объемом 60 литров, а также система AirD-pro-10, предназначенная для автоматического накачивания «грузовых» колес с номинальным давлением не более 9,9 бар. Система позволяет автоматически выполнять предварительную перекачку до заданного повышенного давления (это обеспечивает быструю и плотную посадку шины на диск). Среднее время накачивания полностью спущенного колеса составляет от 30 до 420 с. Использование устройства освобождает работника на время накачивания для выполнения
Установив защитную сетку КС-115, владелец шиномонтажной мастерской защитит себя от многих проблем, которые может создать накачка колёс грузовых автомобилей.
другой операции. Яркие цифровые индикаторы давления не только делают работу на «автомате» более удобной, но и позволяют клиенту убедиться в качестве выполнения работы. «Компания СИВИК» производит также автоматическую систему AirD-pro-5 для накачки шин легковых автомобилей. В современных условиях владельцы шиномонтажных мастерских заинтересованы в расширении номенклатуры ремонтируемых колес, а также в повышении производительности оборудования. «Компания СИВИК» учитывает рыночные тенденции. Поэтому в настоящее время ее конструкторы занимаются разработкой приспособления для монтажа/демонтажа низкопрофильной резины и шиномонтажного станка для шин тракторов и колесной спецтехники. Еще одна новинка, которая появится на российском рынке в обозримом будущем, высокопроизводительный шиномонтажный автомат для шин легковых автомобилей.
Опыт владельцев оборудования, производимого компанией СИВИК, а также производственная политика этого предприятия убеждают, что готовящиеся к выпуску новые модели будут обладать столь же высокими эксплуатационными характеристиками и иметь столь же приемлемую цену, что и оборудование нынешнего поколения, которое весьма популярно на российском рынке и за рубежом.