HUNTER В России: оборудование hunter, стенды hunter
Имя американской фирмы Hunter Engineering, мирового лидера в сфере «колесного сервиса», сегодня хорошо известно большинству российских профессионалов авторемонта. Успешному продвижению ее высокотехнологичной продукции на российский рынок в большой степени способствовала деятельность компании «Евросив». Сегодня компания и ее партнеры поставляют в Россию весь ассортимент оборудования Hunter, позволяющий создать колесный сервис экспертного уровня.
С начала своей деятельности по продаже импортного оборудования компания «Евросив» была нацелена на поставку самого современного и технически совершенного оборудования. Безусловной заслугой компании является то, что среди огромного количества производящейся в мире гаражной техники она безошибочно определяла ту продукцию, которая будет пользоваться спросом у российских специалистов авторемонта уже сегодня или в ближайшей перспективе. Если обратиться к истории, можно вспомнить, что именно благодаря деятельности компании «Евросив» на российском рынке появились такие, сейчас хорошо известные брэнды как Nussbaum, Rotary, Blowtherm и ряд других. Достойное место в этом ряду занимает торговая марка Hunter, принадлежащая американской компании Hunter Engineering.
Дистрибьютор оборудования и стендов HUNTER обязан иметь сертифицированных специалистов и оснащение, чтобы оказывать клиентам всестороннюю техническую поддержку.
У истоков
В то время как большинство продавцов шли более простым путем, предлагая продукцию хорошо известных итальянских и немецких производителей, специалисты компании решили сделать ставку на «американского охотника». Десять лет тому назад, в непростом 1997 году, их не смутили такие неблагоприятные факторы как «нераскрученность» этой торговой марки в России и расположение заводов фирмы в другом полушарии, что предполагало сложную логистику. От принятия решения до получения статуса дистрибьютора прошло долгих два года, в течение которых консервативные американцы присматривались к неизвестной для них российской компании. Пришлось провести немало переговоров, а также выполнить жесткие требования фирмы Hunter, касающиеся подготовки квалифицированного персонала и организации сервисной службы. В свое время решив эти непростые задачи, компания «Евросив» до сих пор продолжает уделять аспектам обучения и сервиса первостепенное внимание.
Платформенный тормозной стенд HUNTER В400 одновременно проверяет работу всех четырех тормозных механизмов автомобиля.
Справедливости ради стоит упомянуть, что у компании были конкуренты. Помимо нее еще несколько российских продавцов гаражного оборудования в разное время пытались торговать продукцией Hunter, но не смогли преуспеть в этом нелегком деле лучше, чем «Евросив». Бесспорным подтверждением этого служит тот факт, что в 2003 году компания получила официальный статус Мастер-Дистрибьютора техники Hunter на российском рынке. Наряду с привилегиями перед прочими поставщиками в закупочной цене и ассортименте статус Мастер-Дистрибьютора накладывает на его обладателя немало обязательств. Мастер-Дистрибьютор обязан иметь достаточный штат квалифицированных специалистов по сервисному обслуживанию, чтобы своими силами устранить любые проблемы, которые могут возникнуть в процессе монтажа, наладки и эксплуатации оборудования. Помимо этого он должен проводить маркетинговые мероприятия по продвижению брэнда на российский рынок. Работая в ранге Мастер-Дистрибьютора, «Евросив» организовал в России активно расширяющуюся торговую сеть по продаже оборудования Hunter. На сегодняшний день она представлена тремя дистрибьюторами, осуществляющими крупные оптовые закупки, и 60-ю региональными дилерами. Участники дилерской сети подчиняются единым правилам. Суть этих правил заключается в том, что все продавцы должны соответствовать высоким стандартам компании Hunter. Правила диктуют, что инсталляцию, а тем более ремонт сверхвысокотехнологичного оборудования Hunter имеют право осуществлять только те предприятия, которые имеют в своем штате специально обученный и получивший сертификаты персонал. В этой связи одной из задач Мастер-Дистрибьютора является обеспечение профессиональной подготовки как своих работников, так и представителей компаний-партнеров. «Евросив» регулярно организует зарубежные поездки в учебные центры фирмы Hunter, причем не только для крупных дистрибьюторов, но и для дилеров из регионов. Помимо сертифицированных специалистов продавцы должны иметь соответствующее оснащение, чтобы не только осуществлять продажи, но и оказывать всестороннюю техническую поддержку клиентов. Выполнение этого требования сопряжено с дорогостоящими инвестициями в приспособления, инструмент и программное обеспечение, позволяющее выполнять монтаж, калибровку и ремонт оборудования. Особенность политики фирмы Hunter в отношении своих дистрибьюторов заключается в том, что она активно вмешивается в деятельность региональной торговой сети, в частности, российской. Американские специалисты осуществляют мониторинг рынка с целью контроля неукоснительного соблюдения «кодекса» Hunter. К нарушителям установленных «правил игры» фирма применяет жесткие меры. Контроль за соблюдением правил торговли играет роль своеобразного антидемпингового барьера, способствующего поддержанию цен на продукцию Hunter на разумном уровне. Разумным признается такой уровень, который дает возможность продавцу не просто сводить концы с концами, но и обеспечивать всестороннее сопровождение продаж в соответствии с требованиями производителя. Результатом антидемпинговой политики является стабильность цен на оборудование Hunter во всем регионе и одинаково высокий уровень сервиса для клиентов.
За идеальную плавность хода.
Компания «Евросив» вместе с ее торговыми партнерами предлагает весь спектр высокотехнологичной продукции Hunter, которая, как упоминалось, предназначена для обслуживания ходовой части современного автомобиля. Комплекс оборудования Hunter позволяет обеспечить такую плавность хода, которая характерна для нового, только что сошедшего с конвейера автомобиля.
Чтобы по достоинству оценить преимущества технологий Hunter, важно понимать, почему автомобиль по истечении непродолжительного времени утрачивает идеальные ходовые качества. Их деградация вызывается рядом причин. Самая банальная из них — сезонная замена «резины». Дело в том, что шины, поставляющиеся для конвейерной сборки, превосходят по качеству те, что поступают в торговую сеть. Они отличаются минимальным дисбалансом и силовой неоднородностью. К тому же сборка колес на конвейерах осуществляется по специальной технологии OEM Matching. Помимо тщательной балансировки она предусматривает процедуру виброконтроля, позволяющую компенсировать силовую неоднородность шин. До недавнего времени балансировочное оборудование гаражного уровня ни одного производителя подобными возможностями не обладало. Поэтому стоит лишь на новом автомобиле заменить шины и с идеальным ходом можно распрощаться. Возможно появление неприятных вибраций, не связанных с дисбалансом, и боковой увод автомобиля, провоцируемый той же силовой неоднородностью шин.
Другая, хорошо известная причина снижения первоначальных ездовых качеств автомобиля — эксплуатационные изменения углов установки колес. Они могут вызывать ухудшение его устойчивости и управляемости, а также боковой дрейф. Не стоит забывать и о том, что нарушения геометрии подвески чреваты повышенным износом шин, деталей подвески и рулевого управления. Очевидно, что плавность хода, как и прочие ездовые качества автомобиля, в значительной мере определяются состоянием таких важных элементов подвески как амортизаторы. Потеря постоянного контакта колеса с дорожным покрытием становится причиной возникновения вибраций, ухудшения устойчивости и управляемости автомобиля.
Компьютерный токарный станок OCL400 оснащен патентованным электроприводом с изменяемой частотой вращения, что позволяет достичь беспрецедентной скорости, точности и чистоты обработки.
Плавность хода должна сохраняться на всех режимах движения, включая и торможение. Ее нарушение при работе тормозных механизмов чаще всего происходит в результате искажения геометрии рабочей поверхности тормозных дисков и барабанов — неравномерной выработки, коробления и т.п.
Фирма Hunter предлагает работникам сервиса комплекс средств, позволяющих с наивысшей производительностью устранить любые причины, приводящие к потере идеальных ходовых качеств автомобиля. Ассортимент оборудования Hunter включает линии инспекционного контроля, балансировочные и шиномонтажные станки, стенды контроля геометрии подвески со специализированными подъемниками, стенды проверки амортизаторов и станки для обработки тормозных дисков. Все модели максимально адаптированы для совместной работы в качестве звеньев единой технологической цепи. При этом достигается максимальная эффективность их применения. Ознакомимся с особенностями технологии, предлагаемой фирмой Hunter.
В одном из вариантов измерительной системы для проверки и регулировки УУК используются закрепляемые на колесах измерительные блоки DSP500 с электронными датчиками.
Работу с любым автомобилем, поступившим на обслуживание в автосервис, специалисты Hunter рекомендуют начинать с его проверки на линии контроля. Предварительное тестирование позволяет установить причины заявленных жалоб клиента и определить методику их устранения. Помимо этого инструментальный контроль дает возможность выявить скрытые дефекты ходовой части, а значит, выполнить не только заявочный ремонт, но и дополнительные работы. Испытание на компьютеризированной диагностической линии Hunter занимает не более 3 минут. За это время проверяется исправность всех компонентов, отвечающих за плавность хода: тормозов, деталей подвески, основных углов установки колес. В комплекс испытаний также включена проверка состояния протектора и давления в шинах. Результаты каждого этапа тестирования представляются в наглядной, убедительной для клиента форме и могут быть распечатаны на цветном принтере.
В составе инспекционной линии используется тормозной стенд платформенного типа модели В400. Оборудованный четырьмя платформами, стенд одновременно измеряет абсолютную величину тормозных сил, их распределение по осям, баланс сил между левым и правым колесом каждой оси, замедление автомобиля и вес, приходящийся на каждое колесо.
Тестер бокового увода SS100, установленный на въезде в автосервис, решает проблему загрузки поста «развала-схождения»
Система обработки параметров анализирует полученные данные и сама выносит объективный вывод о состоянии тормозной системы. Практика показывает, что в среднем у 12% автомобилей обнаруживаются неисправности в работе тормозов. Чаще они проявляются в дисбалансе тормозных сил, причиной которого являются эксплуатационные нарушения геометрии тормозных дисков. При обнаружении такой неисправности автомобилю «прописывается» механическая обработка дисков.
Для протачивания дисков непосредственно на автомобиле предлагается компьютерный токарный станок OCL400. Оснащенный патентованной системой ServoDrive, электроприводом с изменяемой частотой вращения, он обрабатывает диски вдвое быстрее, чем станки других производителей. При этом точность обработки и чистота поверхности превосходят спецификации автозаводов. Мощность привода такова, что позволяет протачивать диски на полноприводных автомобилях с неотключаемой блокировкой дифференциала. Станок одобрен к применению «большой американской тройкой» — концернами Chrysler, Ford и GM.
Состояние амортизаторов автомобиля проверяется с помощью анализатора подвески SA400. Для получения достоверных результатов каждый из четырех узлов подвески испытывается отдельно. Тестирование выполняются по методике EUSAMA, разработанной европейскими производителями амортизаторов. Согласно методике в ходе вибрационных испытаний контролируется доля времени, в течение которого колесо контактирует с дорогой. Кроме этого в анализаторе реализовано ноу-хау фирмы Hunter — технология Damping Measurement System. С ее помощью определяется характер демпфирования стойки или амортизатора (мягкое, нормальное или жесткое). Таким образом, испытания позволяют не только установить работоспособность амортизаторов, но и заставить клиента задуматься об изменении демпфирующих качеств подвески, например о переходе с комфортной «мягкой» к более спортивной «жесткой». По статистике, у каждого десятого автомобиля состояние подвески оказывается неудовлетворительным и ему предписывается замена амортизаторов или других ее элементов.
Инспекционная линия Hunter включает тестер бокового увода SS100. Тестер измеряет боковую силу, действующую со стороны колеса на измерительную площадку при проезде автомобиля через нее с небольшой скоростью. По результатам измерений рассчитывается курсовое смещение автомобиля на дистанции в 1 км. Если оно превышает допуск -автомобиль направляется на обслуживание. Тестер бокового увода, как и прочие компоненты диагностической линии, может использоваться отдельно. Его установка на въезде в автосервис может решить проблемы с загрузкой поста «развала-схождения». Чаще избыточная боковая сила является следствием нарушения регулировки УУК в результате износа деталей рулевого управления или подвески.
Новая компьютерная консоль РА100 с программным обеспечением ProAlign, работающим в операционной системе Linux, и датчиками DSP500 — самая экономичная система контроля УУК.
Измерительная система DSP600 включает четыре цифровые видеокамеры и визирные мишени (3D-технологии).
Для проверки и регулировки УУК фирма предлагает две линии стендов. Они принципиально отличаются типом измерительной системы. В одних измерения выполняются с помощью закрепляемых на колесах измерительных блоков с электронными датчиками, в других используются цифровые видеокамеры и визирные мишени (3D-технология).
Особенности измерительных блоков семейства DSP500:
- инфракрасные CCD-камеры с высоким разрешением и увеличенным углом обзора, позволяющие измерять расхождение колес в повороте без применения дорогостоящих электронных поворотных кругов;
- быстродействующие 32-битные процессоры, позволяющие отображать результаты измерения в режиме реального времени;
- легкие и ударопрочные корпуса из «пуленепробиваемого» пластика;
- самоцентрирующиеся колесные адаптеры усовершенствованной конструкции;
- опционная беспроводная система передачи данных от измерительных блоков на центральную консоль.
На базе измерительных блоков 500-й серии можно сформировать измерительную систему с 6 или 8-ю электронными датчиками. Последняя позволяет получить больше информации о параметрах задней оси автомобиля. Измерительная система может комплектоваться компьютерными консолями разного уровня. Компьютерная консоль представляет собой мобильный кабинет с компьютером, цветным монитором и принтером. В моделях начального уровня используется специализированный компьютер с программным обеспечением ProAlign. «Топовая» версия Hunter 811 отличается тем, что построена на базе мощного персонального компьютера с операционной системой Windows 2000. Компьютерная система работает под управлением отмеченной многочисленными наградами программы WinAlign -самого мощного и простого в использовании программного продукта для контроля УУК.
В прошедшем году в линии стендов «развала/схождения» с колесными датчиками появилась новая модель экономичного уровня. В ней измерительная система с датчиками DSP500 объединена с консолью Hunter PA100. В консоли используется программное обеспечение ProAlign, работающее в операционной среде Linux. Эта уникальная комбинация позволила создать полнофункциональный инструмент, требующий минимальных инвестиций. Измерительная система DSP600, в которой используются колесные мишени, превосходит все прочие по скорости, надежности и простоте применения. Пространственное положение колес контролируют четыре видеокамеры — по одной на каждое колесо. Предусмотрены различные варианты монтажа видеокамер: на настенной консоли, на напольно монтируемой колонне или проездном портале, с неподвижной или перемещаемой траверсой. Легкие и прочные колесные мишени не содержат электронных компонентов, не требуют калибровки, проводов и аккумуляторов. Стенды с измерительной системой DSP600 комплектуются консолью Hunter 811. 3D-стенды Hunter омологированы концернами VW, Mercedes-Benz и BMW, причем, последний оказывает доверие исключительно оборудованию Hunter.
Чтобы получить наилучший результат при измерении и регулировке геометрии подвески точное измерительное оборудование должно сочетаться с безупречным подъемником.
Особенность процедуры измерения и регулировки УУК состоит в том, что ее точность, скорость и удобство выполнения в большой степени зависят от качеств применяемого подъемного оборудования. Какой бы совершенной ни была измерительная техника, неудачный подъемник может свести на нет ее преимущества. Имея это в виду, фирма Hunter выпускает специализированные платформенные подъемники. Их использование совместно со стендами «развала/схождения» позволяет добиться наилучших результатов. Линейка подъемников включает ножничные, параллелограммные, четырехстоечные и плунжерные модели различной грузоподъемности. К подъемникам предлагаются аксессуары: траверсные пневмодомкраты, поворотные круги, подставки. Подъемник можно оснастить люфт-детектором для быстрого обнаружения изношенных деталей подвески и рулевого управления.
Таким образом, в программе фирмы Hunter есть все необходимое, чтобы быстро и точно отрегулировать УУК и ликвидировать причины неудовлетворительной управляемости и бокового увода автомобиля. Специалистам хорошо известно, что устранить боковой дрейф автомобиля регулировкой колес удается далеко не всегда. Нередко его причиной является упоминавшаяся силовая неоднородность, проявляющаяся в разной жесткости бортов шины. В этом случае оборудование любого другого производителя окажется бессильным. У фирмы Hunter есть эффективное средство для решения и этой проблемы. Балансировочное оборудование Hunter, помимо устранения дисбаланса колеса, позволяет «разобраться» с любыми последствиями силовой неоднородности шин.
Эта версия балансировочного станка флагманской серии GSP9700 имеет особую внешнюю отделку, так как предназначена для дилерских центров BMW.
Балансировочные станки флагманской серии GSP9700 оснащаются уникальной системой Road Force Measurement (RFM), которая напрямую измеряет силовую неоднородность нагруженного колеса в условиях, идентичных дорожным. После измерения система информирует оператора, в каком положении нужно установить шину на диск, чтобы максимально компенсировать вибрации, вызванные силовой неоднородностью. Методика, получившая название процедуры виброкомпенсации, аналогична той, что применяется на конвейерах автопроизводителей. Она дает такие же великолепные результаты с точки зрения плавности хода. Другой функцией системы RFM является борьба с боковым уводом, провоцируемым разной жесткостью бортов шины. Система способна регистрировать не только радиальные, но и боковые силы, вызываемые неоднородностью свойств шины. При испытании колеса по технологии StraightTrak измеряется их величина и направление. После тестирования комплекта колес электронная система предлагает схему их расположения на автомобиле, обеспечивающую минимально возможный боковой дрейф. Если станок серии GSP9700 с опцией StraightTrak объединить в комплекс со стендом Hunter для контроля УУК, такому тандему не будет равных в решении любых проблем, связанных с ходовыми качествами автомобилей. Технически сделать это несложно, так как оборудование имеет единую программную платформу.
Новый шиномонтажный станок модели TCX550 — высокопроизводительный инструмент для обслуживания колес любой конструкции, смонтированных на стальных и легкосплавных дисках с посадочным диаметром до 28 «.
Если говорить о традиционной задаче балансировки колес, то и ее инженеры фирмы Hunter предлагают решать нетрадиционным способом. Речь идет о революционной технологии SmartWeight, которая применяется в балансировочных станках Hunter нового поколения. Smart Weight — программный продукт, в котором используется принципиально иная идеология компенсации дисбаланса. Ее суть заключается в раздельном определении величины статического и парного дисбаланса и применении к каждой из двух величин разных, отличающихся в несколько раз допусков. Результат — экономия массы компенсирующего груза (порядка 30-40%) и соответствующее уменьшение трудовых и материальных затрат по сравнению с традиционной технологией. Проще говоря, негативные последствия дисбаланса колеса устраняются меньшими силами и средствами.
Балансировочные станки «младшей» серии GSP9200 многое унаследовали от оборудования топ-сегмента, в том числе и уникальную технологию SmartWeght.
До недавнего времени технология «умного груза» применялась только в станках топ-сегмента серии GSP9700. Сейчас эта опция может быть реализована в появившейся в прошлом году «младшей» серии станков GSP9200. Это стало возможным благодаря использованию новой материнской платы с мощным процессором и операционной системой Linux. Перемены также произошли в ассортименте шиномонтажного оборудования Hunter — были выпущены станки серии TCX. В сравнении с моделями предыдущих серий, в которых колесо крепилось с помощью зажима типа «тюльпан», в новинках для этой цели используется привычный поворотный стол. В остальном станки выполнены в лучших традициях Hunter, учитывающих специфику американского автопарка. Она заключается в значительно большей, чем в Европе, доле внедорожников, пикапов и легких грузовиков с колесами большой размерности и массы. Потому и шиномонтажное, и балансировочное оборудование Hunter выгодно отличается от произведенного в Европе большей мощностью и запасом прочности. Эти качества пригодятся и в российских автосервисах.
Практика подтверждает, что инновационное оборудование американской фирмы Hunter позволяет создать прибыльный колесный сервис экспертного уровня, способный решить любую проблему и возвратить автомобилю утраченную плавность хода. Благодаря усилиям компании «Евросив» и ее торговых партнеров передовые технологии Hunter стали доступны российским специалистам авторемонта.
Информация подготовлена по материалам журнала «Автомобиль и сервис»