Какое оборудование используется при организации поста гостехосмотра? Какие системы проверяет данное оборудование и основные принципы его работы?
В данный момент, когда гостехосмотр в большинстве случаев проводится силами ГИБДД и только сейчас происходит передача данных прав в частные руки, у многих предпринимателей и предприятий возникает вопрос: какие средства технического контроля и диагностики используется на постах ГТО, какое оборудование для технического осмотра автомобилей выбрать. Не хочется говорить об истории откуда появились первые инструменты и оборудование для гостехосмотра, хочется сразу акцентировать внимание на современном оборудовании.
В настоящий момент существует рекомендуемый перечень обязательного оборудования для проведения гостехосмотра, который также прописан в ГОСТе:
- тормозной стенд (укомплектованный весовыми датчиками);
- измеритель суммарного люфта (люфтомер);
- газоанализатор;
- дымомер;
- прибор проверки света фар;
- измеритель светопропускания стекол.
Дополнительно линия ГТО, по желанию Заказчика может быть доукомплектована следующим оборудованием:
- тестер люфтов;
- тестер увода;
- течеискатель-сигнализатор горючих газов;
- дефектоскоп для проверки подлинности маркировки агрегатов;
- прибор для проверки подлинности документов;
- досмотровое зеркало с подсветкой.
1. Диагностика тормозной системы
При проверке данной системы действует ГОСТ Р51709-2001, при котором действуют 2 метода диагностики тормозной системы автомобиля – дорожный и стендовый. Для них существуют следующие параметры:
- при проведении дорожных испытаний:
- тормозной путь;
- установившееся замедление;
- линейное отклонение;
- уклон дороги, на котором должно неподвижно удерживаться АТС.
- при стендовых испытаниях:
- общая удельная тормозная сила;
- коэффициент неравномерности тормозных сил колес оси;
- а для автопоезда еще дополнительно:
- коэффициент совместимости звеньев автопоезда;
- асинхронность времени срабатывания тормозного привода.
Так же общим диагностическим параметром для обоих методов испытаний является усилие на рабочем органе привода тормозной системы.
Многие ограничиваются только дорожными испытаниями. Но в России с ее климатическими условиями основными являются все таки стендовые испытания. Т.к. истинную картину неравномерности торможения можно получить лишь при стендовых испытаниях, когда на ноль сведены многие субъективные факторы. Сейчас существует несколько видов/методов стендовых испытаний:
- испытания на силовых роликовых тормозных стендах;
- испытания на инерционных роликовых тормозных стендах;
- статические тормозные испытания;
- испытания на площадочных тормозных стендах.
Безусловно, самым дешёвым способом диагностики тормозной системы является статический. Статические тормозные испытания по физике процесса аналогичны испытаниям стояночных тормозных систем на уклонах. Однако у этого метода есть недостатки.
Тормозные испытания на площадочных тормозных стендах используются достаточно часто. Наряду с таким преимуществом, как невысокая стоимость, имеется целый ряд недостатков, связанных со слишком интенсивным и быстрым торможением на поверхности тормозного пути:
- малая начальная скорость торможения (для соблюдения условий безопасности) и интенсивное быстрое торможение, связанное с ограниченной длиной тормозных площадок негативно воздействуют на системы автомобиля;
- высокая скорость и интенсивность торможения не отражают реальное физическое состояние торможения.
По ГОСТу 51709-2001 каждое измерение по тормозам должно проводиться как минимум два раза, причём в аналогичных условиях. Если испытания проводятся на площадочных стендах либо на дороге, то начальную скорость задаёт водитель, в связи с этим возможно широкое изменение диапазона скорости. Таким образом, начальная скорость автомобиля на площадочных тормозных стендах не совпадает с требованиями ГОСТ 51709-2001 и «Правил дорожного движения», следовательно, количество получаемой кинетической энергии меньше количества, необходимого для правильной оценки работы тормозной системы автомобиля. В таком случае не требуется и максимального усилия на педали тормоза, чтобы погасить эту энергию. Итак, в результате испытаний на площадочных тормозных стендах значения по усилиям на органах привода тормозной системы занижены, а по удельной тормозной силе — завышены. Таким образом, для проведения техосмотра испытания тормозных систем на тормозных стендах не совсем приемлемы и рациональны.
Именно поэтому наиболее рациональным и приемлемым является использование для проведения тормозных испытаний роликовых тормозных стендов. Среди важнейших преимуществ роликовых стендов можно отметить следующие:
- качественный результат. Повторные испытания проходят в точно таких же условиях (особенную важность имеет сохранение скорости вращения колёс), что предыдущие;
- исследование всей поверхности торможения при оценке тормозов;
- сохранение физической картины торможения. При использовании роликовых тормозных стендов усилие передаётся извне, и тормозная система поглощает поступившую энергию (несмотря на отсутствие кинетической энергии испытуемого автомобиля);
- безопасность проведения испытаний, обусловленная тем, что кинетическая энергия осматриваемого автомобиля равна нулю, тогда как вероятность аварии при работе на других стендах достаточно высока.
ВЫВОД: эксплуатация роликовых стендов для диагностических линий СТО, а также для оборудования пунктов ГТО при применении средств технического диагностирования является наиболее целесообразной и оптимальной ввиду обеспечения качественных результатов проверки тормозной системы автомобиля.
2. ДИАГНОСТИКА ФАР ГОЛОВНОГО ОСВЕЩЕНИЯ.
Требования ко внешним световым приборам, то есть фарам, регламентированы в ГОСТе Р 51709-2001. По российскому стандарту свет внешних световых приборов должен проверяться на специальном вертикальном экране или стене, где нанесена специальная разметка, также допускается эксплуатация диагностических приборов. Проведение диагностики фар при помощи экрана является достаточно сложным, затратным по времени (поскольку не подлежит автоматизации) и неэффективным. А вот основными достоинствами специальных приборов для диагностики фар являются высокая эффективность, точность данных, простота эксплуатации.
Каждый прибор, предназначенный для проверки и регулировки внешних световых приборов, независимо от производителя (MAHA, OMA, BOSCH, ГАРО) снабжён следующими устройствами:
- Поворотное зеркало. На зеркале предусмотрена линия для установки оптической оси прибора, при этом продольная плоскость симметрии АТС и оптическая ось должны располагаться параллельно.
- Поворотная стойка.
- Передвижная база. Передвижная база бывает двух видов: на пластиковых роликах (перемещение по ровной поверхности пола), на колесиках (качение по рельсам).
- Оптическая камера. Камера обычно оснащается плоской линзой Френеля, существенно ускоряющей процесс проверки. Линза Френеля гарантирует качество «картинки“ на измерительном экране, она остаётся неизменной при смещении геометрического центра фары во любых направлениях в пределах 30 мм по отношению к центру линзы в случае, если входящий световой поток перпендикулярен плоскости линзы. Благодаря этому свойству не требуется дополнительного чёткого совмещения центров диагностируемой фары и линзы.
Для проведения диагностики прибор устанавливают относительно автомобиля согласно ГОСТу, оптическая камера должна быть расположена напротив диагностируемого внешнего светового прибора. Расстояние от оптической камеры до фары должно составлять от 10 до 30 см. На экран, который находится в задней части оптической камеры, проецируется свет фары через плоскую линзу Френеля. Оператор, проводящий диагностику, наблюдает процесс через специальное окно и анализирует картину светораспределения.
Для проверки внешних световых приборов с газоразрядными лампами, сила света которых значительно превышает нормы Госстандарта, эксплуатируются те же диагностические приборы, что и для обычных фар.
3. Подвеска и рулевое управление.
На линии технического контроля, или диагностической линии, устанавливаются прибор контроля состояния соединений подвески и рулевого привода, существует несколько типов таких устройств.
Устройство контроля суммарного люфта рулевого управления состоит из двух специальных датчиков, которые крепятся к колесу и рулевому колесу. Все полученные данные соотносятся с нормами ГОСТа 51709-2001, в котором указаны предельные допустимые значения суммарного люфта в рулевом управлении: для легковых автомобилей и произведённых на основе их агрегатов автобусов, грузовых автомашин -10°, для грузовых автомобилей 25°, для автобусов — 20°.
В результате проверки состояния рулевого управления выявляется только общая информация, а сведения о состоянии механизмов и узлов рулевого управления нам неизвестны. Для детальной диагностики рулевого управления и подвески легкового автомобиля необходимо производить механические воздействия определённого типа на узлы управления. При этом, в соответствии с нормами ГОСТа, сначала нужно расположить автомобиль на подъёмнике, затем контролировать процесс перемещения деталей рулевого управления, поворачивая руль в каждую сторону в пределах 40-60°. Чтобы не возникло проблем с грузовыми автомобилями, по рекомендации ГОСТа целесообразнее использовать стенды-дефекторы люфтов, которые производятся двух типов, электрогидравлические и пневматические. Принципы их работы одинаковы – крепление к колесу специальных датчиков, однако электрогидравлические детекторы считаются более качественными и эффективными. Соответственно, имеется широкий ассортимент таких агрегатов. Электрогидравлические детекторы классифицируются на грузовые и легковые, которые отличаются уровнем нагрузки: легковые — 11 кН, а грузовые до 30 кН.
Платформенные электрогидравлические подъемники, на которых монтируются люфт-детекторы, бывают четырёхстоечные, двухцилиндровые, а также ножничные. Кроме того, подъёмники могут быть установлены на смотровых канавах.
Кроме того, производятся электрогидравлические детекторы с разрезными и неразрезными пластинами. Для имитации поворота колеса используются разрезные пластины, а для создания поперечной нагрузки необходимы неразрезные пластины. Агрегат значительно облегчил процесс диагностики, поскольку практически заменил присутствие человека. На смотровых каналах устанавливаются детекторы с разрезными пластинами.
ВЫВОД: Для того, чтобы выполнить полноценную грамотную диагностику и дефектовку рулевого управления, необходимо использовать люфт-детекторы.
4. АНАЛИЗ И ДИАГНОСТИКА ВЫХЛОПНЫХ ГАЗОВ.
Тип анализа выхлопных газов в первую очередь определяется типом двигателя, бензиновым либо дизельным. Для работы с дизельными двигателями используется дымомер. Дымомер производит фотометрический анализ состава элементов выхлопного газа. Газоанализаторы используются для бензиновых двигателей. В основе работы газоанализатора лежит два метода, электрохимический и метод поглощения в инфракрасной части спектра. По Госстандарту необходимо определение норм по содержанию СО2 и СО, тогда как в странах Европы проводится диагностика выхлопных газов на 4 элемента, СО2, О2, СН и СО.
Вот два примера комплектования линий технического контроля.
Пример 1. Линия технического контроля для автомобилей с нагрузкой на ось до 10тн, для станции технического осмотра.
Универсальная линия технического контроля легковых и грузовых автомобилей, автобусов и автопоездов с нагрузкой на ось до 10 т. Установка блока роликов вровень с полом. Оснащена персональным компьютером, принтером, пультом дистанционного управления. Укомплектована обязательными средствами технического диагностирования с передачей результатов в компьютер:
- Универсальный тормозной стенд СТС-10У-СП-11
- Прибор контроля люфта рулевого управления ИСЛ 401
- Прибор проверки внешних световых приборов ОПК
- Газоанализатор АВГ-4
- Дымомер АВГ-1Д
- Измеритель светопропускания стекол ИСС-1
Заказные опции:
- Тестер люфтов ТЛ 7500
- Тестер увода SSP 4000 (CARTEC, Германия)
- Течеискатель-сигнализатор горючих газов ТС-ФП-12
- Дефектоскоп ВАНГА для проверки подлинности маркировки агрегатов
- Прибор для проверки подлинности документов УЛЬТРАМАГ-225 СЛ
- Досмотровое зеркало с подсветкой УО-10М-03
Диаметр колес 520-1300 мм,
ширина колеи 800-2800 мм,
производительность 30 автомобилей в смену,
площадь под оборудование 6×31 (6×19) м.
Пример 2. Линия технического контроля для автомобилей с нагрузкой на ось до 3,5 тн (MAHA – Германия).
Артикул |
Наименование |
IW 2 EUROSYSTEM — роликовый тормозной стенд с коммуникационным пультом управления. Для автомобилей с осевой нагрузкой до 3,5 т. |
|
Спецификация: |
|
VP 210065 |
Коммуникационный пульт 3000 (Communication Desk 3000). Стандартная окраска: пластиковые боковые поверхности — RAL 5010 (blue, cиний), — пластиковая фронтальная поверхность — RAL 7040 (window grey, светло-серый). Размеры — 800×1400 х 670 мм. |
|
LON-USB карта с программным обеспечением Eurosystem для подсоединения базового 'EURO' — оборудования и внешних приборов (LITE 3/BFT/Quest/, при наличии соединительных модулей). |
|
MBT 2100 — роликовый агрегат, неразделенный, для автомобилей с осевой нагрузкой до 3,5 т., диапазон измерения тормозных усилий 0-8kН, мощность электропривода 2×3 кВт, колея АТС min 780, max 2.200 мм, ролики для шипованных и обычных колес (универсальные). Стандартная окраска — RAL 5010 (blue, cиний). |
VZ 955227 |
Комплект для расширения коммуникационного пульта/терминала данных, состоящий из: — выдвижной полки для клавиатуры и мыши, — шторки, закрывающей нишу для клавиатуры и принтера. |
VM 996117 |
Предсборка роликовых агрегатов стендов IW 2 LON, IW 2 EUROSYSTEM с 10-метровым кабелем. |
VV 997472 |
Упаковка пульта. |
VV 997557 |
Упаковка роликового агрегата. |
|
Profi-Eurosystem-PC с монитором 17» и принтером. |
|
Основные опции к системе управления/ калибровочные устройства |
VZ 935133 |
Псевдо-4WD, простой реверс роликов (данная опция доступна только с пультом дистанционного управления). |
|
Пульты дистанционного управления/ измерители усилия на педали тормоза |
VZ 910047 |
ИК пульт дистанционного управления IFB3 с адаптером для подключения измерителя усилия на педали тормоза (педаметра), в комплекте зарядным устройством. |
VZ 990050 |
Измеритель усилия на педали тормоза (педаметр). |
Установка ПО «МАХА-Офис» (стандартная версия) |
|
рус |
«МАХА Офис» — специализированное программное обеспечение для организации документооборота диагностической станции ГТО в соответствии с приказом № 190 МВД РФ. Программное обеспечение «МАХА Офис» позволяет организовывать ввод учетных и технических данных по автомобилю, обработку результатов и распечатку диагностической карты транспортного средства. |
Установка ПО «Fotofix» |
|
|
ПО «Fotofix» для обеспечения фотофиксации АМТС. |
|
WEB-камера |
Весы статические/динамические весы для неразделенного роликового агрегата IW 2 в комплекте. |
|
|
Спецификация: |
VZ 975555 |
Подготовка к установке весов для роликового агрегата IW 2 (для неразделенного исполнения). |
VZ 975557 |
Весы статические/динамические для неразделенного роликового агрегата IW 2. |
|
|
|
Основные опции к тормозному стенду IW 2 EUROSYSTEM |
PMS 3/Х-PIT — стенд контроля состояния подвески и рулевого управления (детектор люфтов) для установки на смотровой канаве, гидравлический (аналог детектора люфтов, устанавливаемого на подъемнике). Для автомобилей с осевой нагрузкой до 3,5 т. |
|
Спецификация: |
|
VP 225007 |
PMS 3/Х-PIT — стенд контроля состояния подвески и рулевого управления (детектор люфтов) для установки на смотровой канаве, гидравлический, кабельное дистанционное управление, для автомобилей с осевой нагрузкой до 3,5 т, развиваемое усилие на площадке 11 kN, ход площадок 100 мм в каждую сторону, мощность электропривода 2,5 кВт. |
VM 999005 |
Гидравлическое масло, л. |
VM 995129 |
Монтажные материалы в составе: 2 гидрошланга по 1,5 м; 2 — по 5 м. |
VV 997021 |
Упаковка PMS. |
|
Ванна фундаментная для PMS (2 шт.) с упаковкой. |
Приборы проверки света фар |
|
|
LITE 3 — оптико-электронный прибор проверки и регулировки света фар автомобиля с цифровой видеокамерой. |
Спецификация: |
|
VP 185030 |
LITE 3 — оптико-электронный прибор проверки и регулировки света фар автомобиля с цифровой видеокамерой и линзой Френеля. |
VZ 975229 |
Ролики пластиковые для LITE (необходимы в случае если прибор будет перемещаться не по рельсам, а по полу). |
VV 997241 |
Упаковка прибора. |
|
Основные опции к LITE 3 (для подключения к диагностической линии) |
|
Пакет для bluetooth подключения LITE 3 к диагностической линии (для ПО «Eurosystem» версии 7.0 и выше). |
Спецификация: |
|
VZ 990313 |
PC bluetooth комплект для подключения LITE 3. В комплекте: Bluetooth модуль для передачи данных и USB bluetooth приемник для PC. (для ПО «Eurosystem» версии 7.0 и выше) |
Экологический комплекс (MDO 2 Lon / MGT 5) |
|
|
MDO 2 LON «Test Lane Connection» — дымомер для дизельных двигателей. Исполнение для работы в составе диагностической линии (совместно с коммуникационным пультом / терминалом данных). Процедура измерения по ГОСТ, официальный тест дизельных двигателей для РФ на русском языке. |
Спецификация: |
|
VP 135023 |
MDO 2 LON «Test Lane Connection» — дымомер для дизельных двигателей. Исполнение для работы в составе диагностической линии (совместно с коммуникационным пультом / терминалом данных, подключение прибора через RS 232 порт на COM порт РС). В комплекте: газоотборный зонд для легковых автомобилей, максимальная температура до 300 град (длина 1,5 м), кабель для подключения прибора к диагностической линии (длина 17 м), упаковка. Стандартная окраска — RAL 5010 (blue, cиний). |
VZ 990233 |
Пьезодатчик оборотов d=6 мм (для MDO 2). |
VZ 990244 |
Кабель для подключения пьезодатчика оборотов к MDO 2 LON, LPS 3000 (длина 6 м). |
VZ 911229 |
Программный модуль для MDO 2 LON (Landermodul MDO 2 Lon). Процедура измерения по ГОСТ, официальный тест дизельных двигателей для РФ на русском языке. |
|
Основные опции для обслуживания грузового автотранспорта (для MDO 2) |
VZ 980022 |
Газоотборный зонд для грузовых автомобилей, максимальная температура до 300 град (стандарт), длина 3,5 м. |
VZ 990262 |
Держатель газоотборного зонда для грузовых автомобилей с вертикальной выхлопной трубой. |
VZ 990244 |
Кабель для подключения пьезодатчика оборотов к MDO 2 LON, LPS 3000 (длина 6 м). |
MGT 5 «Test Lane Connection» — 4-х параметровый газоанализатор для бензиновых двигателей. Исполнение для работы в составе диагностической линии (совместно с коммуникационным пультом / терминалом данных). Класс точности — 0 (согласно OIML). Процедура измерения по ГОСТ, официальный тест бензиновых двигателей для РФ на русском языке. |
|
Спецификация: |
|
VP 135107 |
MGT 5 «Test Lane Connection» — 4-х параметровый газоанализатор для бензиновых двигателей. Исполнение для работы в составе диагностической линии (совместно с коммуникационным пультом / терминалом данных). Класс точности — 0 (согласно OIML). В комплекте: LON контрольный модуль (для подсоединения к LON сети), LON кабель для подключения прибора к диагностической линии (длина 2,0 м), газоотборный зонд для легковых автомобилей (длина 8 м), упаковка. Стандартная окраска — RAL 5010 (blue, cиний). |
VZ 911109 |
Программный модуль и RPM модуль для MGT 5. Процедура измерения по ГОСТ, официальный тест бензиновых двигателей для РФ на русском языке. |
VZ 990211 |
Датчик оборотов для MGT 5, LPS 3000 (индуктивный) — цанга с 6-м соединительным кабелем (длина 6 м). |
|
|
Универсальные измерители оборотов для MDO 2 / MGT 5 |
|
VZ 990295 |
AVL DiSpeed 492 — универсальный измеритель оборотов с кабелем для подключения к MDO 2 / MGT 5. |
|
AVL DiSpeed 492 измеряет частоту оборотов двигателя (дизель/бензин) по виброакустическим характеристикам двигателя. Очень удобен при работе с дизельными двигателями и современными бензиновыми двигателями. Питание прибора от MDO 2 / MGT 5 или блока питания (см ниже). |
VZ 910138 |
Блок питания для AVL DiSpeed 492 от сети переменного тока 220 В. |
|
Датчики температуры к MDO 2 / MGT 5 |
VZ 990226 |
Датчик для измерения температуры масла легковых автомобилей / грузовиков, длина щупа регулируется от 100 до 3000 мм, с 6-м кабелем (для MDO 2, MDS-1, MGT 5, LPS 3000). |
|
|
Тележки |
|
VZ 975210 |
Тележка для газоанализатора MGT 5 в комплекте с поддерживающей поворотной консолью и емкостью для сбора конденсата. |
VZ 975089 |
Тележка для дымомера MDO 2. |